Владимир Ларионов (lartis) wrote in natsbest,
Владимир Ларионов
lartis
natsbest

Яна Дубинянская. Письма полковнику. — М.: Снежный Ком М, 2011.



Яна Дубинянская – писатель, работающий на стыке фантастики и настоящей большой литературы, а, может быть, и внутри последней. Точная оценка зависит от того, в каком именно гетто сидит оценивающий. И, уж несомненно, Дубинянская входит в ту невеликую когорту фантастов, которая неустанно «подтаскивает» фантастику к «боллитре». Люди в её произведениях – живые и реальные, а используемые фантастические допущения – чрезвычайно смелы, но вполне научны. Сказанное справедливо и для предыдущих крупных вещей Дубинянской («Гаугразский пленник», «Н2О», «Глобальное потепление»), и для нового романа «Письма полковнику». Отсылка к Маркесу в названии, конечно, помогает квалифицированному читателю домыслить некую ауру аллюзий вокруг одного из персонажей книги, «Лилового полковника», но это совсем не значит, что автору не хватает красок собственного воображения. Дубинянская великолепно умеет создавать свои вселенные. История обычной учительницы с необычным прошлым, разыскивающей убийц своего отца, экс-диктатора, и загадочный Ресурс в Срезе, параллельном, почти сказочном мире с инициированными (разумными) и дикими драконами, где она в когда-то провела детство (была принцессой!), рассказана мастерски. «Лиловый полковник» сам, непосредственно, так и не появится на страницах романа, но мы многое о нём узнаем. А самое главное, мы многое узнаем о его дочери Эвите Роверта. Замечательные письма Эвиты отцу, завершающие каждую из глав романа, постепенно знакомят читателя с драматической биографией главной героини и миром внутри и вокруг неё... Тонкий психологизм, захватывающий сюжет, любовные переживания и – непременная для всех произведений Дубинянской злободневность, поданная не в лоб, не на уровне сатирического памфлета, а ненавязчиво, умело, органично - уместными деталями и узнаваемыми обстоятельствами жизни героев.


В финале книги есть разъяснение одного из ключевых моментов, которое мне, недавно прочитавшему роман «Се, творю» Вячеслава Рыбакова, очень по душе пришлось. Не хочу пересказывать содержание, поэтому конкретику не привожу, просто сошлюсь на известную поговорку: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому попасть в рай», только «богатого» в ней надо заменить на «исполненного нечистых помыслов». Не сговариваясь, Дубинянская и Рыбаков ставят на пути тех, кто пытается шагнуть в новый мир, один и тот же барьер, преодолеть который дано далеко не всем. Собственно, барьер сей ставят не писатели, его ставит их внутренняя нравственная природа, их совесть, их Бог...
За это я их и люблю, потому как тоже верю в этого Бога.


© Владимир Ларионов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments